?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая статья | Следующая статья

«УХАБ-Вышка, здравствуйте, 02565», - «02565, добрый день, УХАБ-Вышка», - только что позади нас остался район аэродрома, из которого мы вышли пару секунд назад, теперь работаем с диспетчером местного диспетчерского пункта «УХАБ-Вышка», который и будет обслуживать нас практически на протяжении всего маршрута. Пока мы летим на всё тех же 300 метрах, наблюдая чуть выше нас плывущие по небу кучевые облака. Ещё бы метров 400 вверх, и мы с легкостью сможем дотронуться рукой до этих белоснежных созданий природы, почувствовать приятную прохладу на ладони руки. Через пару мгновений диспетчер выдаст нам разрешение на набор высоты, а пока мы летим с тем же курсом, продолжая следовать к первому поворотному пункту нашего маршрута.



Продолжение рассказа...

Внеся пару записей в полётную документацию, сверив время полёта до следующей точки, я слышу, как диспетчер даёт нам разрешение набирать 900 метров. С каждой секундой мы всё ближе и ближе подкрадываемся к нижней границе облаков, как раз к этому времени и достигаем первого поворотного пункта. Записав данные о расходе топлива и фактическом времени пролёта поворотного пункта, я вновь зажимаю тангенту и выхожу в эфир: «565, Аксаково 900 по давлению 1015 Гпа, Моторино рассчитал в 7 минут».

Впереди ещё несколько поворотных пунктов до прибытия на аэродром, множество пейзажей, красот природы прямо под нами и примерно 50 минут полёта.

Так незаметно пролетел практически месяц без полётов, хотя мне и кажется, что до сегодняшнего дня я летал буквально вчера. Но это не так важно, ведь сегодня я снова лечу и далеко не первый раз ловлю себя на мысли о том, что это самое прекрасное начало утра!

Утро, когда, выруливая на полосу, я наблюдаю боковым зрением её белую разметку и особенно ощущаю вот этот вальяжный разворот на осевую линию полосы, после которого передо мной открывается широкая взлётно-посадочная полоса длинною в несколько десятков сотен метров, которая может привести тебя в любую точку Мира! В этот момент будто время замирает и в кабине на пару секунд становится тихо, лишь после команды: «Внимание, экипаж, - Взлетаем!», - секундная стрелка часов продолжает своё движение, а обороты двигателя непременно начинают расти, вот-вот потихоньку тебя вдавливает в кресло и скорость становится всё больше и больше, - мы взлетаем! Так и начинается новый полёт!

Тем временем всего лишь два дня назад таким же ранним утром я в очередной раз вышел из вагона поезда на маленькой, но уже давно знакомой станции с названием «Бугуруслан», вернувшись в училище из дома. В этот раз я приехал в училище с майских праздников, при этом абсолютно не торопился на учёбу, а лишь предвкушал лётную практику. Но тем не менее, вспоминая, как давно я ничего не писал, я отмотаю в своей голове время на пару месяцев назад и поделюсь с читателем приятными воспоминаниями о четвёртом семестре учёбы, о четвёртом семестре своей курсантской жизни…

Такое же раннее утро, обычный учебный мартовский день, сначала зарядка, затем - душ, чуть позже – завтрак. После утреннего построения – учёба, с 9:00 до 14:00, обед. Свободное время, ну, как свободное? Вновь учёба, только уже самостоятельная. Ближе к вечеру – время для спортзала.

Периодически, выходя с учёбы, я наблюдал как заходили на посадку белоснежные «Даймонды», пролетая прямо над учебным корпусом, - вначале марта начались первые полёты. Сначала тренировались командиры, потом понемногу стали брать на полёты и нас – курсантов.

Несмотря на то, что мы продолжали осваивать теорию на втором курсе, ближе к концу февраля на протяжении недели мы проходили наземную подготовку перед полётами на втором курсе. Некоторые из нас начали полёты ещё в середине марта, а я полетел в первых числах апреля, как только прошёл тренировку мой инструктор.

Мне хорошо запомнился первый лётный день в этом году. Полёты проходили лишь на одном аэродроме, что находится на севере города и имеет бетонное покрытие. Начало апреля – это всё же ещё ранняя весна, поэтому вокруг было полно снега и даже в течение дня иногда сохранялись отрицательные температуры. Прежде чем пройти медицинский контроль, я отправился помочь своим товарищам и нашим командирам. Пока ещё сохранялись условия для выпадения снега или снега с дождём (образования обледенения) по ночам, наши самолёты ночевали в ангаре, и поэтому перед началом полётов приходилось немного поработать тягачами.

Подходя к ангару, ещё за много метров до него была слышна сирена открывающихся ворот и перед моими глазами промелькнули будто бы сцены из фильма. Когда за створками ворот показались лопасти воздушного винта белоснежного «DA-40». Шагая к далеко стоящему самолёту, на котором нам предстоит сегодня полетать, я вновь акцентирую внимание на происходящем вокруг: кто-то бегает и снимает «ремувки» с отверстий на самолёте, командиры обсуждают наличие документации на бортах, вот там вдалеке, в противоположном углу техники проводят осмотр носовой стойки шасси на предмет износа, а этот самолёт, что стоит правее меня и вовсе стоит без двигателя – ему как раз собираются ставить новый, лежащий в этой здоровой деревянной коробке с надписью «Austro Engine». Повернув голову слегка налево, я наблюдаю блестящий «Даймонд», и на секундочку удивляюсь его размерами: вроде бы маленький самолёт, всего лишь чуть больше 8 метров в длину и с размахом крыльев почти 12 метров, но ведь с другой стороны - это тоже не так мало, особенно, когда он стоит внутри ангара, здесь наш учебный самолётик кажется значительно больше, но куда больше греет душу осознание того, что я сам могу им управлять!

«Давайте, ребят, выкатываем!», - сказал один из командиров, и мы с небольшим усилием начали толкать первый самолёт. Затем второй, третий, за ним – четвёртый и так далее. Увлёкшись выкатыванием самолётов, я услышал от одного из командиров: «Что, припахали тебя?», - «Да нет, мне же самому в радость!», - «Скажи, давно не держался за самолёт!», - в точку отметил командир, и тут же добавил: «Ну ты меня-то радости не лишай, дай я тоже подержусь за самолёт!», - так мы и покатили вместе ещё один самолёт!




Погода в тот день была очень щедра на подарки и на слое температурной инверсии колебались значительные, но очень тонкие слоисто-кучевые облака. Взлетев, мы полетели в пилотажную зону, куда нам разрешили набирать 900 метров над уровнем земли. В процессе набора высоты я периодически поглядывал по сторонам, а на земле - сплошной белый ковёр из снега, сменяющегося чёрными полосами дорог. Это был пасмурный день, облачность была значительной с небольшими просветами, с каждой секундой мы подбирались всё ближе и ближе к облакам, вот-вот за кабиной самолёта всё стало белым, будто мы влетели в молоко – так кажется внутри облака. Набрав ещё каких-то 200 метров в один прекрасный момент яркие лучи солнца ослепили мои глаза, мы шли прямо по верхней кромке облачности, а намного выше нас летел большой пассажирский самолёт. Именно здесь, выше облаков, я ещё раз убедился в правильности высказывания: «Авиация прекрасна! Ведь именно в авиации можно полюбоваться прекрасной погодой, средь пасмурного дня!». Ведь выше облаков всегда светит солнце и там всегда хорошая погода!



Между окончанием практики за первый курс и началом практики за второй курс я не летал практически 6 месяцев, исходя из такого длинного перерыва, я думал, что мои навыки пилотирования ухудшатся, однако, на моё удивление, они стали только лучше. Я абсолютно не забыл, как взлетать, как лететь, как ориентироваться в полёте, что удивило больше всего – первая же посадка за второй курс была отличной. Мягко, плавно приземлился, достаточно долго прокатился на основных стойках шасси и плавненько затормозил. Нет, я же не говорю, что за это время я ничего не делал. Были и полёты на тренажёре, и наземная подготовка, да я и сам всё тщательно повторил перед началом полётов. Всю теорию, всё, что касается нашего самолёта. Несколько раз проиграл разные полёты сидя на стуле в комнате общежития. Видимо, хорошее повторение, изучение нового материала в целом и, что я называю, оседание и закрепление полученных навыков, - всё это в комплексе улучшило и повысило мои умения. Слава Богу!



В плане учёбы вторая половина второго курса, то есть четвёртый семестр оказался более загруженным. Зимней сессии, как таковой у нас и не было. У нас не было экзаменов зимой. Зато все экзамены за второй курс были предусмотрены в конце учебного года.

Как только мы начали учёбу в четвёртом семестре, то в нашем расписании сразу же появились пары по метеорологии. Мы вновь обратились к этому замечательному предмету. Буквально на первых парах у меня практически перевернулось всё представление о погоде, о протекающих в ней процессах. Полный курс метеорологии – это два курса обучения. Таким образом, первую половину тем мы прошли на первом курсе, а вторая половина осталась на второй курс.

Мне очень нравится метеорология и я достаточно часто обращался к учебным пособиям даже после того, как прекратились пары на первом курсе, частенько я пытался предсказать погоду, что-то спрогнозировать или чётко отследить. Но мне не всегда, далеко не всегда удавалось это сделать. Дело в том, что по итогу первого курса я знал об основных параметрах атмосферы, её элементах (температура, давление, влажность и тд), знал причину образования облаков, их типы, знал виды воздушных масс, а также все атмосферные фронты. Мне казалось, что атмосферные фронты – это главные элементы в формировании погоды, именно они формируют погоду – полагал я.

Первая же пара метеорологии на втором курсе перевернула в моём понимании метеорологии всё! Просто ВСЁ! Да, я слышал о том, что такое барические системы, циклоны там, антициклоны, - да вот дело в том, что я об этом только лишь слышал!




Когда я познакомился и изучил барические системы, то я понял, что фронты, их движение – это лишь последствия! Одним словом, по итогу второго курса у меня сложилась полная картина о погоде и о процессах, протекающих в ней. Сейчас я также продолжаю анализировать состояние атмосферы, анализировать карты погоды и пытаюсь спрогнозировать развитие погоды, - я не перестал ошибаться, но у меня стало получаться гораздо чаще, намного чаще! А вот что касается опознавания и понимания текущей погоды, то с этим делом трудностей практически не стало.  А как нам известно, даже синоптики допускают ошибки! Но всё приходит с опытом!

Отдельного внимания на втором курсе заслуживают предметы, которые касаются безопасности полётов и правового обеспечения, всё же на втором курсе мы изучаем основную массу документов, регулирующих коммерческие воздушные перевозки. Такой предмет как «Безопасность полётов» очень важен для нас. Особенно я бы отметил выполнение практической работы по анализу какого-либо авиационного происшествия. Каждому из нас нужно было проанализировать отчёт по выбранному авиационному происшествию и составить по нему полный анализ развития этого происшествия – это целая пирамида понятий и определений, которая начинается с опасного фактора (то, что могло спровоцировать развитие ситуации. Их, как правило, несколько), а дальше по цепочке вверх до происшествия (инцидент, авария или катастрофа).

Так на мой взгляд, именно эта работа и сама дисциплина «Безопасность полётов» предназначена для того, чтобы научить нас в будущем распознавать элементы этой пирамиды и пресекать все предпосылки ещё на стадии опасного фактора.

На втором курсе также достаточно много часов по английскому языку и, если сказать честно, преподаватель даёт нам очень много хорошего материала, что позволяет учить язык достаточно качественно. Но речь идёт только об авиационном английском языке. А то, что касается обычного разговорного английского, тут уже каждый сам по себе. К слову, я начал заниматься языком ещё на первом курсе и продолжаю сейчас. Нет предела совершенству и поэтому язык стоит практиковать и совершенствовать постоянно, чем я и занимаюсь.

Вспоминая временные отрезки двухмесячной давности, я отмечаю для себя, что примерно два месяца назад у меня прошёл первый экзамен, это был английский язык. Его я сдал на «отлично»! Затем мы всё ещё продолжали учиться, и вплоть до 25 апреля сдавали экзамены внутри учёбы. Так мы сдали после английского комплексный экзамен по «Безопасности полётов» (около 350 часов теории), «Аэродинамику», чуть позже – «Матчасть», а вот после 25 апреля у нас остались только экзамены по «Метеорологии» и «Воздушной навигации».

В целом, конечно же, теоретических часов на втором курсе меньше, чем на первом, однако, многие предметы строятся как любой дом. Первый курс – это фундамент, а второй и дальше – это всё что выше фундамента. Поэтому для полного освоения материала пришлось повторять и первый курс, и второй. Сессия была достаточно затяжной, но в этом нет ничего сложного, просто нужно было грамотно спланировать подготовку и работать, учить, повторять материал.

Очень радовало то, что вместе с учёбой и экзаменами шли ещё и полёты, периодически нас-курсантов брали летать в учебные дни. Таким образом, получилось отлетать небольшую часть программы за второй курс ещё до окончания учёбы на втором курсе. Лично я смог отлетать примерно ¼ часть.






Отличительной особенностью лётной практики на втором курсе является то, что теперь мы, как частные пилоты гражданской авиации, можем летать в экипаже, то есть курсант с курсантом. Один из нас выполняет роль командира воздушного судна, второй – второго пилота.

Мне уже удалось слетать несколько раз в экипаже с другими курсантами, я выполнял обязанности как командира, так и второго пилота, и я могу сказать, что это заставляет побольше думать, побольше считать, рассчитывать, в конце концов, принимать решение, опираясь только на своё мнение и мнение второго пилота, который такой же курсант, как и ты. Это не сложно, но в этом есть некоторые особенности. Вроде бы с инструктором ты летаешь также, он не вмешивается, летишь ты сам, но подсознательно ты понимаешь, что можно всегда у него спросить что-либо, у него больший опыт, он может подсказать. Когда ты командир – ты можешь максимум посоветоваться со вторым пилотом и самостоятельно принять решение. Именно посоветоваться и САМОМУ принять! В этом и особенности, но это позволяет получить хорошие навыки!

Приближаясь ближе к майским праздникам, так совпало, что конец нашей сессии выпал как раз на начало праздников. Я сдал сессию на «отлично», Слава Богу! И после сдачи сессии у меня, как и у многих россиян, появилось много выходных дней!

Сфотографировавшись рядом с достопримечательностью нашего училища – легендарным самолётом Ан-2, я и многие мои товарищи поставили точку в теоретическом обучении за второй курс. И вечером того же дня я стоял на перроне всё той же маленькой, но уже давно знакомой железнодорожной станции «Бугуруслан», ожидая прибытия моего поезда. Вдали показался свет от ярких огней поезда и звуки стучащих железных колёс становились всё громче и громче. Раздался гудок поезда, закрылись двери, спустя две минуты после остановки поезд тронулся вновь, а я тем временем уже сидел в купе вагона и предвкушал встречу с моими родными. Ведь дома я не был с Нового Года, а это практически 4 месяца, и тут как говорится: «Кто хорошо работает – тот хорошо отдыхает!».








А ведь плодотворная учёба действительно позволила вдоволь отдохнуть, насытиться эмоциями, нагуляться, провести время с близкими на природе и в моём родном и прекрасном городе Екатеринбурге. Принять участие в торжествах в честь Дня Победы, пройти с портретом своего прадеда в «Бессмертном полку».



Да что там говорить, это был хороший отдых после учебного года, который прошёл очень насыщенно, да так, что, вернувшись в Бугуруслан мне даже улицы стали казаться какими-то другими. Возможно, это потому, что в этот раз я приехал исключительно на лётную практику.



Пройдя наземную подготовку, я вновь готов выполнять полёты, теперь мне нужно налетать, как минимум, чуть больше 60 часов. И вот уже сегодняшний день и сегодняшний полёт по маршруту добавили ещё полтора часа в копилку моего налёта! Продолжаю летать и осваивать замечательную профессию Пилота Гражданской Авиации!

Recent Posts from This Journal

Comments

( 14 comments — Leave a comment )
kot_or_osl
May. 18th, 2019 05:28 pm (UTC)
Михаил, ты молодчик!
spotterman
May. 18th, 2019 05:41 pm (UTC)
Спасибо большое!) Стараюсь;)
kot_or_osl
May. 18th, 2019 07:25 pm (UTC)
Хороший парниша! )))
livejournal
May. 18th, 2019 06:32 pm (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal уральского региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
ivan_kolobov
May. 18th, 2019 07:38 pm (UTC)
Михаил, привет. Спасибо за рассказ.
Всегда их с удовольствием читаю, и с нетерпением жду.
spotterman
May. 19th, 2019 08:32 am (UTC)
Привет, Иван!) Спасибо тебе за отзыв и за репост!:) Очень приятно, что мои рассказы доставляют радость людям, спасибо!;)
sverdlovskavia
May. 20th, 2019 06:22 am (UTC)
Миша, молодец! Только аккуратнее там на Ухабах ))
spotterman
May. 21st, 2019 05:18 pm (UTC)
Спасибо, Стас!) Конечно, а как же ещё!)
kirra808i8
May. 23rd, 2019 08:34 pm (UTC)
Кайф!
spotterman
May. 24th, 2019 04:13 pm (UTC)
Спасибо, Кира!)
ikunin
May. 24th, 2019 12:10 pm (UTC)
Спасибо и с возвращением!))
spotterman
May. 24th, 2019 04:13 pm (UTC)
И вам спаибо за интерес к моим рассказам!)
ivanurakov
Jun. 13th, 2019 04:35 pm (UTC)
Миша, большой Молодец!!! Приятно читать твои рассказы!!! Продолжай в том же духе отлично учиться и успешно получать новые знания и навыки!!!
spotterman
Jun. 14th, 2019 03:49 am (UTC)
Спасибо огромное, Ваня!)) Буду стараться!)))
( 14 comments — Leave a comment )

Latest Month

July 2019
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Welcome!

Free counters!



Если вам понравился блог, вы можете поддержать автора:






Powered by LiveJournal.com